Троицкая родительская суббота

 

              Суббота Троицкая — время размышлений,

Успокоения мы просим для родных,

Мы чтим простой закон, святой и древний:

Поминовение усопших — долг живых.

Пусть по сердцу воспоминанья бритвой,

Страдания нас делают сильней,

Наполним день осознанной молитвой,

Мир от нее становится светлей.

 Неутешна и безгранична должна была быть наша скорбь об умирающих наших близких, если бы не даровал нам Господь жизнь вечную.Бессмысленна была бы наша жизнь, если бы она кончалась со смертью. Какая польза тогда от добродетели, от добрых дел? Правы тогда говорящие: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15, 32). Но создан человек для бессмертия, а Своим воскресением Христос разверз врата Небесного Царства, вечного блаженства, в Него веровавшим и праведно жившим. Земная наша жизнь — подготовление к будущей, и смертью нашей заканчивается та подготовка. «Человеку надлежит однажды умереть, потом же суд» (Евр. 9, 27). Оставляет тогда человек все свои земные попечения, распадается тело, чтобы вновь восстать в общее воскресение. Но душа его продолжает жить и ни на миг не прекращает своего существования.Родительская (Троицкая, вселенская, духовская) суббота – это день особого поминовения усопших, несущий в себе духовный и очень глубокий смысл. Церковь говорит о том, что Святой Дух сошел на землю в день Пятидесятницы для того, чтобы научить, освятить и привести людей к вечному спасению. Поэтому, Церковь призывает всех людей в родительскую субботу совершить поминовение для того, чтобы очистить все души спасительной благодатью Святого Духа.Вселенская родительская суббота совершается лишь дважды в год: в субботу перед мясопустной неделей, неделей воспоминания о Страшном Суде и в субботу после отдания Вознесения Господня и перед днем святой Пятидесятницы. В таком расположении вселенских поминовений усопших имеется глубокий литургический смысл. Ибо поминовения усопших совершается именно в дни воспоминания о Втором пришествии Христа и о предначертанном судьбами Божиими Страшном Суде, Суде Божественной правды, но и любви и человеколюбия. Божественное нелицеприятие поразительным и необъяснимым образом будет соединено с человеколюбием.Это поминовение усопших ведет свое начало со времен апостольских. Как об установлении мясопустной Родительской Субботы сказано, что «Божественные отцы прияли ее от священных апостолов», так можно сказать и о происхождении Троицкой Субботы. В словах св. ап. Петра, произнесенных им в день Пятидесятницы, есть важное указание на начало обычая поминовения усопших в день Пятидесятницы. Апостол в этот день, обращаясь к иудеям, говорит о Воскресшем Спасителе: Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти (Деян. 2, 24). А постановления Апостольские повествуют нам о том, как апостолы, исполняясь Духом Святым в Пятидесятницу, проповедовали иудеям и язычникам Спасителя нашего Иисуса Христа, Судиею живых и мертвых. Поэтому Святая Церковь издревле призывает нас совершать перед днем Пресвятой Троицы поминовение всех от века усопших благочестивых праотец, отец, братий и сестер наших, т. к. в день Пятидесятницы запечатлелось искупление мира освятительной силой Животворящего Пресвятого Духа, которая благодатно и спасительно простирается, как на нас,живущих, так и на умерших. Как в Мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира, так и в Троицкую, представляющую собой последний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе царства Христова в День Пятидесятницы, Православная Церковь молится о всех усопших отцах и братиях. В самый же праздничный день возносит о них, в одной из молитв, воздыхание ко Господу: «Упокой, Господи, души рабов Твоих, прежде усопших отец и братий наших, и прочих сродников по плоти, и всех своих в вере, о них же и память творим ныне».«Вси помолимся Христу, творяще память днесь от века мертвых, да вечнаго огня избавит Я, в вере успошия и надежде жизни вечныя». (Канон утрени)
То есть смысл церковно молитвы состоит в том, чтобы умолить Господа об избавлении усопших, которые неизбежно в своей жизни согрешали, но сохраняли веру и надежду на милосердие Божие, от вечного огня преисподней, огня геенны огненной. В эти дни Церковь являет особое молитвенное дерзновение к Богу об усопших, на что указывает текст канона утрени, в котором перечисляются самые разные случаи смертельных исходах из земной жизни, разные случаи внезапной смерти от стихийных бедствий, от нападения зверей, которые преимущественно совершаются по особому промыслу Божию как наказание за тяжкие преступления, совершенные человеком, так и средства спасительного очищения от грехов. «Умерший Божиим прещением, смертных громов всяких с небесе изнесенных, земли разседшейся, морю возшумевшуся, вся верные Христе упокой» (Канон утрени, песнь 9-я).И Церковь молит от освобождении от временных «огнем искушений» тех, которые этого заслужили по разным причинам. То есть Церковь Христова нас предупреждает о том, что после исхода из этой земной жизни человек продолжает свою жизнь в ином состоянии, но оно зависит от нашей земной жизни, от степени посвящения ее Богу.До тех пор возможны еще перемены в состоянии душ, особенно через приношение за них Бескровной Жертвы (поминовение на литургии), а также и по другим молитвам.Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. После смерти эта возможность исчезает, но остается надежда на молитвы живых. Господь Иисус Христос неоднократно совершал исцеления больных по вере их близких. Жития святых содержат множество примеров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников, вплоть до их полного оправдания. Если же молитва совершается о человеке, уже помилованном Богом и находящемся в райских обителях, она все равно не останется напрасной, а обратится на благо молящемуся. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Постараемся, сколько возможно, помогать усопшим вместо слез, вместо рыданий, вместо пышных гробниц — нашими о них молитвами, милостынями и приношениями, дабы таким образом и им и нам получить обетованные блага». 

О Троицкой родительской субботе

Их долги – твоя забота,

Благо, можно отдавать.

В день родительской субботы Помяни отца и мать.

Помолись за панихидой О любимых и иных.

Впрочем, что теперь обиды – В мире вечном не до них.

Милость Божья не оставит, Разумеющий поймет.

Кто-то и тебя помянет В дни родительских суббот.