ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА ЛЕСУНОВОЙ МАШИ «ДОНЕСТИ ДО ПАСТВЫ ЖИВОНОСНОЕ СЛОВО»

Донести до паствы живоносное слово

Главная нравственная проблема сегодня – отсутствие любви, основанной на традиционных духовных истинах, о которых и напоминает митрополит Макарий. Ещё святитель Игнатий в XIX веке отмечал следующее: какой социум — такая и Церковь. Подтверждение этого можно наблюдать и сегодня: это и распространенное неуважение к личности, и стадность, и отсутствие искреннего морального осознания собственной жизни, и коммерческое влияние, и ряд других факторов — это социальные проблемы, возросшие на церковной почве. Именно о нравственном осмыслении жизни говорит митрополит Макарий в своих работах. Его труды составляют абсолютно цельную систему взглядов и жизненных принципов. Остается надежда на то, что творения знаменитого архипастыря всегда будут востребованы и принесут добрые духовные плоды на его родной земле. С момента своего возникновения человечество ищет ответ на вопрос: что такое окружающий мир и каким должно быть отношение к нему?.. Существует ли взаимосвязь между всем сущим и в чем она заключается?.. Духовные труды митрополита Макария призваны помочь в этом, ведь их суть состоит в размышлении над самыми разными жизненными явлениями.

Литературная деятельность владыки Макария была весьма плодотворной. Среди его творений широкой известностью пользуются: «Православно-догматическоеБогословие, том 1», «Православно-догматическое Богословие, том 2», «История Русской Церкви», «Введение в православное богословие», «Слова и речи», «Руководство к изучению христианского, православно-догматического богословия».

Своей жизнью митрополит Макарий подтверждает слова другого великого пастыря, Антония Сурожского: «Мне кажется, что мы могли бы начать с чего-то очень простого и доступного каждому из нас. Что, если бы мы услышали Христов голос, говорящий нам — как Он говорит в евангельских рассказах много раз. Без Тебя — ничего не могу сделать: будь

моими глазами, видящими ближнего; будь моим слухом, воспринимающим его зов, мольбу, крик; будь моими ногами, спешащими к нему на помощь; будь руками моими, дающими ему то, что нужно… Мы могли бы тогда прислушаться к жизни и попробовать услышать не тот громкий гомон земной, который нас глушит, а те голоса, которые поднимаются в мольбе, в тоске, в радости, и отозваться на них. Мы могли бы спешить к Богу и к людям одновременно…»1

Уже в раннем христианстве формируется особая дисциплина практического богословия — гомилетика (греч. homiletike — искусство общаться с людьми, беседовать).

Наследие митрополита Макария является значимым, так как поднимает актуальную проблематику в духовных отношениях. Главной задачей митрополита стало: донести до паствы живоносное слово. Владыка Макарий сумел показать, как гармонично соотносятся существущие догматы и евангельские заповеди. Тем самым он сумел объединить догматику и этику в сознании человека. Не умаляя ценности догматов самих по себе, как выражающих в богоприличных словах Откровение Божие, митрополит раскрыл их нравственный смысл, показав, что убедительной и жизненной мораль может быть, только если она основана на христианстве. Его наставления приведены в «Словах и речах» — о христианстве: «…если развивается человечество, при своей неизменности, то развивается и Христианство, но только не частными лицами, а св. Церковию, руководимою Духом Святым; что если усовершается человечество, то только в умственном отношении и материальном, а в нравственном отношении может усовершаться единственно при пособии Христианства, которое и само, будучи неусовершимо в существе, может усовершаться в нас. Не о том мы должны помышлять и заботиться, чтобы изменять, развивать и усовершать

нашу святую веру, а о том, как бы нам самим, при помощи ея, измениться к лучшему, развиваться и усовершаться, как бы нам из худых и порочных соделаться добрыми и благочестивыми, отвыкнуть от нашей гордости, сребролюбия, честолюбия и других страстей и украситься христианским самоотвержением и христианскою любовию к Богу и ближним, как бы нам восходить по духовной лествице все выше и выше, от совершенства к свершенству, пока, наконец, не взойдем на самое небо и не повергнемся пред престолом Всесовершеннейшаго»2.

Об отношении к смерти: «…Если, таким образом, каждый из нас будет жить, как следует, если иноки будут соблюдать обеты своего иночества, а все христиане обеты своего крещения и христианския обязанности: то, будьте уверены, что и для нас день смерти соделается днем радости и торжества. С радостию мы оставим мир, полный греха и бедствий, и отойдем в другой мир, к которому постоянно стремились. С радостию проводят нас наши ближние, бывшие свидетелями нашей благочестивой жизни и нашей святой кончины. С радостию и любовию встретят нас на небеси праведники, ангелы, сама Царица небесная, сам Господь Бог. Да сподобит Он всех нас такого блаженного успения, молитвами Пресвятыя Богородицы! Мы должны чтить ангелов, как существа, совершеннейшия нас и по природе и по нравственным совершенствам, как верных слуг Вседержителя, поставленных к Нему в особенной близости. Мы должны призывать ангелов в своих молитвах, как наших хранителей и благодетелей, как наших предстателей прфд Богом и благодарить за все их попечения о нас. Мы должны подражать ангелам в святости, как нашим старшим братьям, и заботиться о том, чтобы и на земле исполнялась воля Отца нашего небеснаго, как она исполняется на небеси. В частности каждый из нас должен стараться, чтобы придти в ближайшее общение с своим ангелом-хранителем, чтобы понимать его благия внушения, открывать ему свои нужды, пользоваться его невидимою помощью, не огорчать его своими грехами, напротив радовать его и воздавать ему за все

его заботы о нас добрыми делами и постоянным преуспеянием в благочестивой жизни. Такое отношение наше к духам безплотным, без сомнения, будет угодно и им самим и общему нашему Владыке и Отцу»3.

Об искуплении митрополит оставил такое мнение: «Вся тайна нашего искупления смертию Иисуса Христа состоит в том, что Он, в замен нас, уплатил своею кровию долг и вполне удовлетворил Правде Божией за наши грехи, котораго мы сами уплатить были не в состоянии; иначе, – в замен нас, исполнил и потерпел все, что только требовалось для отпущения наших грехов»4. В творениях одаренного митрополита мы видим его взгляд на человека и Бога: человек свободен в своем духовном творчестве, любовь к ближнему приближает его к спасению. Вместе с тем, спасение не возможно вне общения и Церкви. Церковь – это не просто организация, это то, что мы строим внутри, основа духовной семьи. Истинная свобода состоит в служении ближнему, любви к нему и евангельским истинам.

Закономерно, что сама судьба человека зависима от его отношения ко всему, что есть на планете, например, бездумная трата природных ресурсов может привести к исчезновению человечества. Люди ответственны за многое, происходящее во Вселенной. Ответственность – это определенная власть, для правильного применения которой нужна мудрость. Ее средоточием на протяжении веков является Писание, которое способно вдохновить на создание других духовных творений, в том числе и наставлений. Человек не просто лично отвечает, но несет нравственную ответственность за себя и за Церковь, за свои отношения с Богом и ближними. Основа таких отношений — доброта, порядочность, искренность, незакрытость какой бы то ни было идеологией, христианское рвение — всё это составляет евангельскую нравственную жизнь. Безусловно, что она чрезвычайно востребована сегодня; и это то, что привлекает к образу и учению Макария не только христиан, но и людей, небезразличных к своей

душе. Осмысление этого естественно побуждает к ответственности за свою жизнь перед самим собой, Богом и людьми. Только личная, свободная и уважительная к себе ответственность может по-настоящему реализоваться в любовь к Богу и ближнему.

В данной работе была предпринята попытка раскрыть жизненные проблемы настоящего пастырства и духовного служения Богу, показать красоту и глубину подлинных христианских отношений, лучше понять посредством этого мировозрение и отношение к Богу самого автора.

Используемая литература:

1. Антоний, митрополит Сурожский. «Проповедник должен говорить о том, что является его опытом Бога» // Труды. Т. 1. М.: Практика, 2002. С. 955. 2. Цит.по: http://lib.pravmir.ru/library/book/3598.

4. Цит.по:Догматическое богословие. Т. 2. с. 148.