Появление иконы в селе Горки

Несколько лет назад  в одном периодическом издании атеистического направления встретилась информация о появлении в селе Горки иконы . Скупые строчки поведали о событиях  далёкого 1923 года с точки зрения борьбы с Церковью . Там не было не имён , да и сам факт практически не описывался . Указывалось только на недопустимость таких явлений в новое Советское время.  Поиски архивных дел, касающихся этого факта  в Белгородском архиве ничего не дали , хотя после образования области , в 1954 году, Воронежский архив передал много материалов о Христорождественской Церкви села Горки в новый архив .  Попытка найти , что либо по этим событиям увенчалась успехом  в Воронежском архиве .  Не известно по каким соображениям , но дело не покинуло его  стены ,  и вот оно у меня в руках .

Причиной образования этого дела стала публикация в уездной газете « Наша жизнь» 7 июля 1923 года .  Привожу полный текст этой статьи , автор которой подписался псевдонимом « Проезжий»

«В селе Горки свершилось чудо, явилась вода в колодце , а потом икона. Духовенство устроило по этому поводу торжественное празднование. Не только из своей волости , но и других волостей , пешком и на подводах стекался народ . Духовенство ликует , кулаки торжествуют , а сельсовет  вместо того , что бы разъяснить тёмному народу его заблуждения – тоже попам содействует ,принимая как говорят, окрестные сёла на торжество . Идёт народ не с пустыми руками , а всё с подношениями , а попу на руку он дом начал строить , так лишний доход пригодится. Надо бы обратить внимание ГПУ и милиции на подобные случаи появления и обновления икон , расследовать их ,и разъяснить народу их истинный смысл»
Следующие страницы этого дела как раз и ведают о бурной деятельности ГПУ и Народной милиции по расследованию случившегося.

Первой на допрос народному следователю попала Кокарева Елена Семёновна . Она поведала ему , что возвращаясь из села Нижнянка , куда ходила за рассадой , захотела пить и  подойдя к месту где на Песках недавно забил родник увидела там двух женщин и двух подростков . Родник действительно бил и вдруг из него всплыла иконка . Об этом случае по возвращении в село она сообщила священнику –отцу Павлу . Отец Павел ( Попов) ,отвечая на вопросы следователя по существу, подтвердил слова Елены Семёновны и дополнительно сообщил , что испросил разрешения у председателя сельсовета Ярмонова Петра Тихоновича на совершение Крёстного хода и освящения воды в роднике . Что в последствии и было торжественно совершено . Показания  председателя сельского совета Ярмонова  идут вразрез с показаниями священника . Он заявил , что крёстный ход не разрешал и никакого явления иконы не было .  Показания ещё двух свидетелей по этому делу созвучны  с показаниями Ярмонова , и дальнейшие страницы повествуют об плавном переходе возбуждённого уголовного дела к его закрытию , о чём следователь сообщает Нарсуду 3-го района Острогожского уезда .

Проанализировав показания свидетелей можно принять решение , что дело спорное и факта появления иконки не было , если бы не крохотный листок следователя , направленный всё тому же суду 3- го района .  Дословно « Препровождаю при сём иконку – вещественное доказательство»

Дальнейшая судьба иконки неизвестна , но в списках работников сельских советов Колбинской волости за 1924 год , Ярмонов Пётр Тихонович уже не значится.

В.Лицуков