Храм Владимирской иконы Божией Матери с.Новоуколово

 

Архивные документы свидетельствуют, что первая деревянная церковь была срублена в селе Старое Уколово в период с 1652 по 1664 год (  возможности установить  более точно пока не представляется) . Освящена она была в честь  Рождества Пресвятой Богородицы .  Эта же церковь упоминается в документах 1675 года , но в переписных книгах 1714 года   в селе Уколово  церковь Владимирской Божьей Матери   .  Сегодня существующий в Старом Уколове  каменный Храм Рождества Богородицы заложили в 1802 году . В 1809 он был торжественно освящён . После 1917 года храм работал с перерывами
Священники Богородицкой церкви села СТАРОУКОЛОВО (упоминаемые в документах)
Иван Елфимов сын Сорока – 1710,1714,1716 – Переписные книги по Новооскольскому уезду
Григорьевский Андрей Андреевич – 1781 г – А.Н.Разиньков «Уколовцы».
Беляев Василий Семенович – 1877 г, 1883 – в 1883 г награжден наперсным крестом; ВЕВ №12,июнь 1883г
Путинцев Василий Гаврилович – 1877, 1890 г – 01.04.1890 г награжден наперсным крестом, ВЕВ № 9, май 1890г
Беляев Андрей Васильевич – 1886, до 26.01.1890 г; в 1886 г назначен наблюдателем за деятельностью церковно-приходских школ в благочинии, с 18.10.1889 — и.д. благочинного, 26.01.1890 г в связи с утверждением в должности благочинного переведен в Петропавловскую церковь сл.Репьевки. ВЕВ №22, ноябрь 1886 г; ВЕВ №22, ноябрь 1889 г; ВЕВ №4, февраль 1890 г.
Путинцев Дмитрий Васильевич – с 27.01.1890 г,по  12.03.1893 г награжден набедренником, 07.04.1899 г награжден скуфью, 14.04.1904 награжден камилавкою. Записи в метрических книгах за его подписью до 1918 года.
Богомолов Митрофан Павлович, сын псаломщика с.НОВОУКОЛОВО, начинал служить псаломщиком в Петропавловской церкви сл.Репьевки, потом псаломщиком в НОВОУКОЛОВО, когда переведен священником в СТАРОУКОЛОВО, данные пока не обнаружены. Жил в СТАРОУКОЛОВО и служил в церкви до 1950-х годов, потом уехал в Острогожск где и  скончался.

Храм Владимирской иконы Божией Матери. В 1650 году в селе Старое Уколово был построен деревянный храм, освященный в честь Владимирской иконы Божией Матери. Он дважды перестраивался: в 1768 году (возведен новый деревянный) и в 1809 году (каменный с колокольней). В годы советской власти храм был закрыт. В 1990-е годы в храме были проведены ремонтно-восстановительные работы.

Основание села Старо-Уколово краеведы относят к 1610 году. Первые его поселенцы — боярские дети были направлены из Старого Оскола для охраны южных рубежей Русского Государства от набегов татар. Архивные документы свидетельствуют, что первая деревянная церковь была срублена в селе Старое Уколово в 1650 году и носила имя Владимирской иконы Божьей Матери особо почитаемой на Руси.

В 1768 году, она была перестроена, расширена, имела приделы в честь Пророка Илии и святой мученицы Параскевы Пятницы. Каменное здание храма сооружено в 1800 году с колокольней, караулкой и усыпальницей, а освящение состоялось в 1809 году. В годы советской власти храм был закрыт. Это каменное здание сохранилось до наших дней. В настоящее время в храме ведутся реставрационные работы, храм действующий и прихожане имеют возможность посещать храм.

Староуколово

Старейшее поселение на территории Красненского района. До середины XIX века именовалось Царёво Уколово (также как и Новоуколово). Бытует легенда, будто бы в селе бывал царь Алексей Михайлович, «когда обозревал юго-восточные области государства, отчего оба села получили название царёвых». В основе наименования находится слово «укол» — земельный надел.

Село возникло в 1610 году. В 1650 году построена деревянная церковь и освящена во имя Владимирской иконы Божией Матери. Каменное здание храма построено в 1800 году. По ревизии населения 1744 года село Царёво Уколово не делится на Старое и Новое. В нём было 127 дворов, положено в податный оклад 387 душ мужского пола. В документах 1765 года значится уже 2 села — Старое и Новое Уколово, они причислены к Коротоякскому уезду Воронежской губернии (до этого относились к Новооскольскому уезду).

В 1803 году в двух сёлах было 269 дворов, проживало 2786 однодворцев — 1350 мужчин и 1436 женщин. В 1859 году в казённом селе Староуколове было 200 дворов и проживало 2090 человек.

В 1873 году в селе открылась земская школа, в 1878 начала работать церковно-приходская школа, в которой обучалось 84 мальчика. По земской статистике за 1887 год в селе было 358 хозяйств государственных крестьян и 6 дворов собственников земли с общим населением 2905 человек. Грамотных было 139 человек, в том числе 5 женщин. В хозяйствах имелось 294 сохи, 587 телег, 860 лошадей, 370 коров, 3362 овец, 427 свиней. В 48 дворах были пасеки (984 пчелосемьи), в 120 дворах имелись сады. В селе был маслобойный завод, 2 крупорушки, 31 ветряная мельница, 3 кузницы, винная и мелочная лавки.

Новоуколово

Село с русским населением находилось «в двух верстах от Староуколова при ручьях Иванникове и Самарине». Дата образования села в краеведческой литературе обозначена 1660 годом. Как и Староуколово, до середины XIX века именовалось Царёво Уколово. Владимирская церковь в селе построена в 1853 году, освящена в 1859.

С 1861 года Новоуколово становится волостным центром. В 1887 году в селе было 470 хозяйств, проживало 2028 мужчин и 2034 женщин, грамотных — 209 человек (из них 6 женщин). В среднем на двор приходилось 16 десятин надельной земли.

В 1872 году открыт фельдшерский пункт, в 1898 — построена амбулатория, в 1913 — земская больница. В 1869 году открыта школа грамоты, в 1880 — земская школа. В 1928 году в селе было 2 школы 1-й ступени и работало 4 учителя. В 1930 открылась школа колхозной молодёжи с семилетним образованием, преобразованная в 1950 в среднюю школу.

Села Новоуколово и Староуколово входили в 3-й благочинный округ Коротоякского благочиния, центром округа была слобода Петровская (Репьевка), её Петропавловская церковь. Поэтому все благочинные 3-го округа служили священниками в этой церкви, в сане священника или протоиерея. До 1890 г благочиние возглавлял Агофопод Лукашевич, с ноября 1890 г по 10.01.1917 г – Андрей Васильевич Беляев, с 11.01.1917 – Дмитрий Михайлович Александров.
Кроме Новоуколова и Староуколова в 3-й благочинный округ входили слобода Петровская (Репьевка), слобода Грязная Потудань (Шидловка), село Красное, село Круглое, село Старое Городище (Бутырки), село Горки (Потудань), село Сетище, село Заломное, слобода Скорицкая, село Новосолдатское (Деревенька).

Церковь Рождества Богородицы в с. Староуколово

 

Церковь Владимирской иконы Божией Матери в с. Новоуколово

Церковь Владимирской иконы Божией Матери, Новоуколово

Кладбищенская часовня в селе Новоуколово | Красненский районСвященники Богородицкой церкви села Новоуколово (упоминаемые в документах)

Петр Васильев – 1839 г., ГАВО, ф.И24, оп.1, д.37, подавали прошение об увеличении земельного надела для церковнослужителей
Антон Попов – 1839 г., там же
Михаил Львович Боголюбов – до 1877 г – ГАВО, ф.И20, оп.1, д.602
Сенявских Митрофан Петрович, 1877 г – ГАВО, ф.И20, оп.1, д.602
Путинцев Василий Гаврилович, 1877г, до 19.01.1893 г, награжден наперсным крестом 01.04.1890 г, умер 19.01.1893; ВЕВ №9, май 1890; ВЕВ №4, февраль 1893
Васильев Андрей Петрович, 1889, до 16.10.1897 г; 09.04.1889 г – объявлено Благословение Св.Синода с Грамотою, 31.01.1895 г награжден скуфью, умер 16.10.1897г. ВЕВ №9, май 1889; ВЕВ №7 апрель 1895; ВЕВ №22 ноябрь 1897.
Станков Михаил – с 29.01.1893 г по 11.02.1900 г, 10.01.1894 г награжден набедренником. ВЕВ №4, февраль 1893; ВЕВ № 10 май 1894; ВЕВ №5, март 1900.
Федоров Федор Павлович – с 26.02.1900 по 05.03.1912, получал пособие по случаю пожара в 1902 г, ВЕВ №6, март 1900; ВЕВ №12, март 1912; ГАБО, ф.170, оп.1,д.11
Васильев Анатолий Андреевич – с 10.11.1897 (по окончании ВДС) по 12.02.1913, получал пособие по случаю пожара в 1902 г. ВЕВ № 23, декабрь 1897; ВЕВ №5, март 1913; ГАБО, ф.170,оп.1, д.11,12.
Яблочкин Никодим – с 19.04.1912г, переведен из Николаевской церкви с.Расховецкое, в 1908 г награжден набедренником, 30.04.1916 награжден скуфью, последние записи в метрических книгах за его подписью датируются 1918 годом. ВЕВ № 18, апрель 1912; ВЕВ № 20, май 1916; ГАБО, ф.170, оп.1, д.12
Аристов Петр Д. – с 15.09.1913 г, до Новоуколова служил дьяконом в Петропавловской церкви сл.Репьевки, последние его записи в МК – 1918 год. ВЕВ №38, сентябрь 1913г; ГАБО, ф.170, оп.1, д.12.

Священники Богородицкой церкви села Староуколово (упоминаемые в документах)

Иван Елфимов сын Сорока – 1710,1714,1716 – Переписные книги по Новооскольскому уезду
Григорьевский Андрей Андреевич – 1781 г – А.Н.Разиньков «Уколовцы».
Беляев Василий Семенович – 1877 г, 1883 – в 1883 г награжден наперсным крестом; ВЕВ №12,июнь 1883г
Путинцев Василий Гаврилович – 1877, 1890 г – 01.04.1890 г награжден наперсным крестом, ВЕВ № 9, май 1890г
Беляев Андрей Васильевич – 1886, до 26.01.1890 г; в 1886 г назначен наблюдателем за деятельностью церковно-приходских школ в благочинии, с 18.10.1889 — и.д. благочинного, 26.01.1890 г в связи с утверждением в должности благочинного переведен в Петропавловскую церковь сл.Репьевки. ВЕВ №22, ноябрь 1886 г; ВЕВ №22, ноябрь 1889 г; ВЕВ №4, февраль 1890 г.
Путинцев Дмитрий Васильевич – с 27.01.1890 г, 12.03.1893 г награжден набедренником, 07.04.1899 г награжден скуфью, 14.04.1904 награжден камилавкою. Записи в метрических книгах за его подписью до 1918 года. ВЕВ №4, февраль 1890; ВЕВ №7, апрель 1893; ВЕВ №8, апрель 1899; ВЕВ №11, июнь 1904.
Богомолов Митрофан Павлович, сын псаломщика с.Новоуколово, начинал служить псаломщиком в Петропавловской церкви сл.Репьевки, потом псаломщиком в Новоуколово, когда переведен священником в Староуколово, данные пока не обнаружены. Жил в Староуколово и служил в церкви до 1950-х годов, потом уехал в Острогожск и там скончался.

Многие исследователи указывают, что современный политический, экономический, социальный, национальный и духовный кризис России – следствие отклонения от традиционного мировоззренческого пути, начавшегося в 1917 году. Разрушение религиозной веры, происходившее в прошлом веке, стало одной из главных причин утраты современным обществом духовности и ряда морально-этических императивов. В течение многих веков, русская провинция аккумулировала в себе целый спектр духовно-нравственных ценностей, установок, норм и правил. Ее главная роль заключалась в сохранении религиозно-бытового уклада. Внедрение атеистического мировоззрения и разрушение традиционной культуры, существенно надломили духовную основу села. Широкие слои сельской общественности утратили живую веру, и отошли от христианской Церкви. Тоталитарная власть делала все, чтобы аннулировать извечные нравственные принципы из сознания и образа жизни человека. На рубеже XIX–XX вв. храм в честь Владимирской Иконы Божией Матери, построенный в 1809 году был духовным средоточием села Староуколово. Религиозная вера являлась главной ценностью практически каждой семьи. Семейная структура заключала в себе аспекты религиозной этики. Отношение детей к родителям имело нравственную основу и регулировалось Декалогом: «Чти отца твоего и матерь твою…» (Исх.20;12). Главной прерогативой родителей была забота о духовном состоянии детей. Целью воспитания в семье являлось формирование религиозности, нравственности. Ориентируясь на пример родителей, дети с ранних лет усваивали определенные стереотипы поведения, связанные с православной верой. Основными формами духовного единения жителей села Староуколово выступали церковные праздники. В дни Пасхальных, двунадесятых, престольных праздников Богородицкий храм был переполнен людьми. После молитвенно-литургической части, начиналась так называемая празднично- народная часть уже за пределами храма, сопровождающаяся всеобщим гулянием. Религиозная основа общения в такие дни духовно объединяла людей, смягчала нравы, открывала путь к духовному восхождению. Революция 1917 года и установления советской власти внесли существенные коррективы в бытие русского общества. Официальной и обязательной формой общественного сознания был объявлен атеизм. О. Шпенглер в своем знаменитом труде «Закат Европы», писал о большевистской революции: «Большевики не есть народ, ни даже его часть. Они низший слой «общества», чуждый, западный,…полный низменной ненависти… — далее философ говорит о русском народе, оказавшемся в полной изоляции от родной культуры — …народ, тоскующий по своей собственной жизненной форме, по своей собственной религии, по своей собственной будущей истории» [2, с. 200]. В 30-е годы начинаются процессы, направленные на массовое закрытие православных храмов. В 1937 г. органами советской власти Староуколовский храм был закрыт. Богослужения возобновились только в 1942 г. во время немецко-фашистской оккупации данной местности. Положение Русской Православной Церкви немного улучшилось в годы Великой Отечественной войны, когда советская власть была вынуждена обратиться к авторитету Церкви во имя победы. В 1944 г. верующими предпринимаются попытки зарегистрировать свой приход. 7 июня этого года в Уколовский районный исполнительный комитет совета депутатов трудящихся, было направлено письмо с просьбой о регистрации общины и передаче ей молитвенного здания с находящимся в нем культовым имуществом [3]. Архивные сведения ярко демонстрируют картину запустения храмового здания на тот момент: «…с внешней стороны, храм полураскрытый, местами оголенный от осыпавшейся штукатурки, окна забиты досками. С внутренней стороны – земляной пол, за исключением алтаря, где из собранных по дворам досок устроен примитивный помост, временный иконостас: несколько старых икон; деревянные подсвечники. Колокольня, церковная сторожка, ограда — уничтожены» [4]. Для регистрации церковной организации в богоборческое время необходимо было предоставить в советские органы список так называемой «двадцатки». Списочный состав «двадцатки» Богородицкого храма был разновозрастным, самому старшему члену на тот момент исполнилось 76 лет, а самому младшему — 18 лет [5]. Подобный факт хорошо свидетельствует о наличии религиозной веры у жителей села в военное время. 31 октября 1944 г., усилиями верующих, храм в селе Староуколово был зарегистрирован. Настоятелем являлся уроженец села Новоуколово протоиерей Митрофан Павлович Богомолов. Максимальное количество верующих, посещающих богослужения в праздничные дни, достигало до 200 человек [6]. В мае 1951 г. на собрании верующих Богородицкого храма присутствовало 105 человек [7]. В июне 1953 г. на собрании верующих насчитывалось уже 82 человека [8]. Уходили старики — носители веры и религиозной традиции в данной местности. Новая волна гонений обрушилась на Русскую Церковь в период хрущевской оттепели: закрывались храмы, запрещались богослужения. К 1960 г. число верующих в Староуколовском храме свелось к минимуму. Посещаемость церковных служб составляла: от 5 до10 человек — в воскресные дни и небольшие праздники, от 40 до 100 человек — в большие и престольные праздники. В ситуации «тотального» атеизма, начинается процесс массового отхода молодого поколения от веры и Церкви. Дети, посещавшие государственную школу, стали постигать плоды атеистического образования и воспитания. Удержать молодежь в русле традиционной культуры стало невозможно. Среди приходивших в храм практически не было детей и молодежи. Это являлось результатом массовой атеистической пропаганды. По указу обкома КПСС во время церковных праздников, особенно, таких как Рождество и Пасха, проводились развлекательные мероприятия: выступление коллективов самодеятельности, демонстрация кинофильмов и т. д. Уполномоченный совета по делам религиозных культов в своих постановлениях писал: «Для того чтобы оторвать верующих от церкви нужно срочно наши культпросвет учреждения сделать местами, способными удовлетворить все духовные потребности, как стариков, так же и подростков. Если пришли старики, они смогли бы отдохнуть, а молодые повеселиться. Только тогда у людей отпадет желание ходить в церковь» [9]. Антирелигиозная ситуация в стране быстро привела к разрушению среды в которой существовала православная вера, к стремительному затуханию самой христианской традиции. Отец Митрофан, поставленный в жесткие рамки местной властью, был вынужден покинуть свой приход и переселиться в г. Острогожск Воронежской области. Храм и малочисленная община, состоящая преимущественно из лиц преклонного возраста, остались без пастыря. Неоднократно верующие села Староуколово обращались к правящему архиерею Леониду с просьбой дать им священника. В Государственном Архиве сохранилось письмо от 8 июня 1961 г. адресованное благочинному протоиерею Петру «…Помогите найти священника, если у вас будет свободный священник, просим прислать его на приход к нам, будем премного благодарны. Если нам необходимо лично приехать к вам, мы приедем. Церковный совет и молящаяся «двадцатка» [10]. Эти факты указывают на неугасаемый огонь веры в сердцах некоторой части местных жителей в те страшные и жестокие годы российской действительности. Просьбы и многочисленные обращения верующих по поводу восстановления духовной жизни на приходе не принесли положительного результата. Богородицкий храм села Староуколово, где в 1958, 1959, 1960 гг. было зарегистрировано крещений до 100 младенцев ежегодно, представлял опасность для строителей «светлого будущего». Антирелигиозный механизм с жесточайшей силой и скрытой злобой был запущен в действие. Архивные источники показывают нам реальную картину происходящего. Уполномоченный совета Белгородской области А.Сорочкин писал председателю Красненского исполкома А.Чернову: «Судя по доходам, приход относится к числу активных.…Следовательно, без хорошо проведенной антирелигиозной работы вопрос о закрытии этой церкви ставить нельзя…Ваша ссылка на отсутствие священника не изменяет религиозной обстановки, т. к. игнорируя просьбы верующих, правящий епископ по нашей просьбе сдерживает посылку в Старо – Уколово священника. Это делается для того, чтобы дать Вам возможность успешно проводить в приходе соответствующую антирелигиозную работу по закрытию церкви. Что Вам предстоит сделать в ближайшее время: провести необходимую массово-политическую работу среди населения, главным образом, верующего, в населенных пунктах, входящих в состав Старо – Уколовского прихода, делая упор на разложение «двадцатки» — этого олицетворения религиозной общины, добиваясь того, чтобы часть этих людей отошли от религии….» [11]. Активизация атеистической пропаганды в районе принесла свои разрушительные плоды. Из Решения исполкома Красненского райсовета депутатов трудящихся от 27 сентября 1961 г., видно: «…жители сел Ново-Уколово и Ст. Уколово на своем собрании решили закрыть Старо-Уколовскую церковь и здание церкви передать совхозу «Быковский» под клуб…» [12]. Из протокола собрания известно, что на нем присутствовало 562 человека. Церковный староста Аристов Федор Афонасович и председатель церковной ревизионной комиссии Сорокин Митрофан Михайлович заявили, что попытки найти священника безуспешны. Высказывания некоторых жителей по поводу закрытия храма зафиксированы в протоколе. Приведем несколько из них: «Церковь свое отжила. Вопрос о закрытии церкви и передачи ее совхозу «Быковский» под культурное учреждение, поставлен правильно». «Разве разумно сейчас держать без пользы пустующий «храм божий»?» «…рабочие в совхозе, в основном, люди не верующие в бога. Характерно, что у нас, здесь, не отмечаются христианские праздники…» «Религия в районе сдала свои позиции…» «Люди, рожденные в советское время, хорошо обходятся и без церкви…» Всего на собрании выступило 17 человек [13]. К 1961 г. церковная «двадцатка» состояла из 14 человек пожилого возраста, которые по тем или иным причинам не имели возможности ходатайствовать о возобновлении церковной жизни Староуколовского прихода. «16 июля 1962 г. Богородицкий храм был закрыт. Религиозная община снята с регистрации. Помещение храма отдано Быковскому совхозу для переоборудования под клуб» [14]. Оставшиеся верующие стали посещать храмы в селах Сетище Красненского района, Россоши Репьевского района. Исторически вышеуказанное село Староуколово напрямую связано с бытованием другого села – Новоуколово. Храм в Новоуколово построен в 1853 г, а в 1859 г. освящен в честь Владимирской Иконы Божией Матери, с двумя пределами во имя Святой Мученицы Параскевы и Святителя Митрофана еп. Воронежского. Вплоть до 30-х гг. XX века внутрисемейные взаимоотношения жителей села формировались на базе религиозно-этических воззрений. Особой формой духовного союза прихожан Новоуколовского храма в дореволюционное время была празднично-литургическая и духовно-религиозная жизнь. В праздничной культуре русских считалось необходимым посещение храма в воскресенье. Праздничные службы и крестные ходы были одним из элементов празднования Рождества, Пасхи, Троицы и других праздников. В период Великого поста на богослужениях присутствовало почти все местное население. Совместное религиозное переживание, сопровождавшее таинства Исповеди и Причастия, сближало людей, координировало нормы их поведения, освящало и одухотворяло жизненное пространство. В дни воинствующего атеизма, который есть «нигилистическое, безнравственное, антикультурное начало» [15, с. 68], храм в селе Новоуколово, как и тысячи храмов по всей России, подвергся поруганию со стороны богоборческой власти и ослепленного неверием народа. В 30-е годы храм был закрыт и частично разрушен молодыми активистами революционного движения. По свидетельству очевидцев: «Кода нашу церкву закрывали, все село собралося, не давали, постановилися у дверях, народу было много и все дюжа против были. И батюшка тут тоже с народом стоял. У нас колокол был за 50 км слышен. Когда его снимали, люди окружили церкву, не пропускали на колокольню. Тут же такие охотники нашлися, им же будуть деньги платить, они колокол отцепливали. И все наши, с Новоуколова, потом все, кто замерз, кто повесился или еще, что нибудь. Иконостас сломали, купол сняли. Люди дежурили, но все равно разломали, растянули…» [16]. Так прекратил свое существование Владимирский храм, который долгие годы выступал центром духовности и культуры села. С ним ушла в небытие и православная вера в данной местности. После закрытия, храмовое здание и расположенные на территории храма постройки, использовались под ремонтные мастерские, а затем под складские помещения, зернохранилище. Краевед Н.А. Разиньков пишет: «Дирекция МТС, видя, что никак не вяжутся лики святых с железками (а может быть указание сверху), неоднократно посылало женщин с тяпками соскребать иконы, которые были нарисованы красками по сырой штукатурке. Но из этой затеи ничего так и не вышло. Почти полтора века прошло, а иконы в Новоуколовской церкви, несмотря на дождь, мороз и ветер, и сейчас видны» [17, с. 12]. Итак, существенное влияние на развитие и функционирование дореволюционного села оказывал религиозный фактор. Храм был сакральным центром сельского социума. Православные традиции пронизывали все стороны культурно-бытовой жизни людей. В XX-ом столетии традиционные базовые ценности были последовательно исключены из социокультурного ландшафта. Разрыв связи со своим прошлым, с верой отцов и дедов явился одной из основных причин нравственной деградации сельского общества на современном этапе. Преодолеть деструктивные явления, отражающиеся на морально-нравственном облике периферии, можно лишь осмыслив основы традиционной русской культуры, которые неразрывно связанны с православием.

Литература 1. Библия. — Издание Сретенского монастыря, 2000.

2. Шпенглер О. Закат Европы. Т.2. — М., 2003.

3. ГАБО. ф. Р-1179, о. 1, д. 11., л.9.

4. ГАБО. ф. Р-1179, о. 1, д. 11., л.2.

5. ГАБО. ф. Р-1179, о. 1, д. 11., л.12.

6. ГАБО. ф. Р-1179, о. 1, д. 11., л. 114.

7. ГАБО. ф. Р-1179, о. 1, д. 11., л. 52.

8. ГАБО. ф. Р-1179, о. 1, д. 11., л. 92.

9. ГАБО. ф. Р. – 139, о. 1., д. 11., л. 57.

10. ГАБО. ф. Р-1179, о. 1, д. 11., л. 124.

11.ГАБО. ф. Р-1179, о. 1, д. 11., л. 130.

13. ГАБО. ф. Р-1179, о. 1, д. 11., л. 115.

14. ГАБО. ф. Р-1179, о. 1, д. 11., л. 117, л. 118, л. 120.

15.Филимонов Э.Г., Элбанян Е.С. Религия в системе духовных ценностей современной российской интеллигенции // Кентавр. – 1993. — №5. 16.Рябцева П.Г., жительница с. Новоуколово, запись: 2008 г. 17. Разиньков А.И. Уколовцы. – Белгород, 1999.