Наши предки до 10 века были язычниками. Год 988 вошел в историю русского народа как год крещения Руси. С этого времени Православие становится не только официально государственной религией на Руси, но и духовно-нравственным стержнем общества, формирует мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции образ жизни, этические нормы и идеалы. Во главе государства мог стоять только православный монарх, венчанный на царствование по православной традиции. Православная Церковь объединяла народ в будни и в праздники, в годы испытаний, лишений, скорби и в годы великих созиданий и духовного возрождения. Официальные акты государства (рождение, брак, венчание на царство, смерть) регистрировались только Церковью.
Как только в наших краях возникало поселение, в центре его наши далекие предки возводили церковь, которая и была центром их общения, духовности и просвещения. Здесь наши предки входили в жизнь, когда нарекали имена, здесь их отпевали, провожая в последний путь.
Церкви, построенные в селениях Красненского края, были деревянные, маленькие по размерам, однокупольные, чаще всего без колокольни. Примерно через 100 лет, ввиду их обветшания, они перестраивались, а уже в конце XIX — начале XX века вместо деревянных храмов стали сооружать каменные.
За последнее столетие наша страна прошла через неоднократную смену нравственных ценностей. Сносились памятники одним , ставились другим , рушили церкви и Веру теперь строим вновь и пытаемся заполнить душевную опустошённость . Целые группы населения объявлялись врагами народа. Сначала это были дворяне и участники белого движения , затем так называемые кулаки. Люди и их дела предавались забвению. Период проживания их в нашей местности обрастал порой неимоверными слухами , которые долгое время воспринимались как действительность.
На самом деле всё выглядело несколько по иному . Сегодня нам открыты архивы, рассекречены многие документы , имеется интернет ,есть возможность пообщаться с их потомками .И приложив некоторые усилия можно воссоздать картину вековой давности.
Любой храм — это дом Божий, где человек всегда находит утешение, где Господь открывает людям Свои Божии пути.
Судьба Русской православной церкви тесно связана с историей нашего государства. Были периоды и сотрудничества и противостояния, опоры и полного отторжения.
Территория нынешнего Красненского района стала заселяться в начале XVIII века. Церковь была опорой власти, духовной основой каждого человека. В XVIII столетии человек не мог обойтись без благословения священника. В церкви его крестили, женили, отпевали, поминали. С попом в селениях нашего края крестьянин встречался в будни и в праздники. Он звал его, когда начинал строить дом, когда затевал новое дело; он шел к нему за советом, за сочувствием, чтобы покаяться.
Первые в наших краях помещики прекрасно понимали организующую роль церкви и внимательно следили за тем, чтобы села, где жили их подданные, не оставались без храма и священника.
Отношение к церкви изменилось с приходом к власти большевиков. Декрет от 23 января 1918 года об отделении церкви от государства и школы от церкви стал основой для полного произвола на местах по отношению к церкви и ее служителям. Началось самовольное закрытие церквей, для революционных нужд конфискация церковного имущества и предметов культа, аресты священнослужителей и привлечение их к принудительным работам.
Лишив русский народ православной веры, большевики хотели заменить ее коммунистической идеологией, которая, в конечном итоге, не смогла воспитать высоконравственного человека, а, наоборот, превращала его в бездуховное существо.
«Государство без религии, что корабль без компаса», — эти слова принадлежат великому Вольтеру. Трагическая история нашей страны ХХ столетия подтвердила эту мысль великого философа. Духовное возрождение страны началось с возрождения, восстановления наших православных начал. Сила народа в его духовном единстве, где большую роль играет православная вера.
- Архивные документы свидетельствуют, что первая деревянная церковь была срублена в селе Старое Уколово в период с 1652 по 1664 год ( возможности установить более точно пока не представляется) . Освящена она была в честь Рождества Пресвятой Богородицы . Эта же церковь упоминается в документах 1675 года , но в переписных книгах 1714 года в селе Уколово церковь Владимирской Божьей Матери .В 1768 году, она была перестроена, расширена, имела приделы в честь Пророка Илии и святой мученицы Параскевы Пятницы. Каменное здание храма сооружено в 1800 году с колокольней, караулкой и усыпальницей, а освящение состоялось в 1809 году. Это каменное здание сохранилось до наших дней. Храм действующий. По ревизии населения 1744 года село Царево Уколово не разделено на Старое и Новое. В нем было 127 дворов и положено в податной оклад 387 душ мужского пола 1. В 80-ых годах 19 века здесь было 1450 прихожан, церковь владела 46 десятинами земли 2. После 1917 года храм работал с перерывами
Священники Богородицкой церкви села СТАРОУКОЛОВО (упоминаемые в документах)
Иван Елфимов сын Сорока – 1710,1714,1716 – Переписные книги по Новооскольскому уезду
Григорьевский Андрей Андреевич – 1781 г – А.Н.Разиньков «Уколовцы».
Беляев Василий Семенович – 1877 г, 1883 – в 1883 г награжден наперсным крестом; ВЕВ №12,июнь 1883г
Путинцев Василий Гаврилович – 1877, 1890 г – 01.04.1890 г награжден наперсным крестом, ВЕВ № 9, май 1890г
Беляев Андрей Васильевич – 1886, до 26.01.1890 г; в 1886 г назначен наблюдателем за деятельностью церковно-приходских школ в благочинии, с 18.10.1889 — и.д. благочинного, 26.01.1890 г в связи с утверждением в должности благочинного переведен в Петропавловскую церковь сл.Репьевки. ВЕВ №22, ноябрь 1886 г; ВЕВ №22, ноябрь 1889 г; ВЕВ №4, февраль 1890 г.
Путинцев Дмитрий Васильевич – с 27.01.1890 г,по 12.03.1893 г награжден набедренником, 07.04.1899 г награжден скуфью, 14.04.1904 награжден камилавкою. Записи в метрических книгах за его подписью до 1918 года.
Богомолов Митрофан Павлович, сын псаломщика с.НОВОУКОЛОВО, начинал служить псаломщиком в Петропавловской церкви сл.Репьевки, потом псаломщиком в НОВОУКОЛОВО, когда переведен священником в СТАРОУКОЛОВО, данные пока не обнаружены. Жил в СТАРОУКОЛОВО и служил в церкви до 1950-х годов, потом уехал в Острогожск где и скончался. - Неразрывно на протяжении трех веков связаны два села Староуколово и Новоуколово. До 1853 года церкви в с. Новоуколово не было и новоуколовцы, по всей видимости, ходили в Староуколовскую церковь. В 1853 году в селе была построена церковь с тремя приделами: главный в честь Владимирской иконы Божьей Матери, правый придел – святой мученицы Параскевы, левый – святого Митрофана. В этом храме было Евангелие 1677 года издания3. Нужно отметить, что икона Владимирской Божьей Матери – святыня русской православной церкви. В Красненском крае в 19 веке два храма (Староуколовский и Новоуколовский) названы в честь этой святыни.
___________________
- ГАВО, Ф. И-18, оп.1, д.12, л. 59-60, 561-686
- Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии, выпуск 4. Воронеж, 1886.с. 358
- Там же с.314
Почитался в наших местах и святой Митрофан, первый Воронежский епископ. Он активно сотрудничал с Петром Великим в организации кораблестроения в г. Воронеж. 23 ноября ежегодно отмечался день святого Митрофана. Многих мальчиков называли в честь этого святого. В настоящее время новоуколовцы празднуют престольный праздник в этот день. В годы Советской власти храм был частично разрушен, использовался в качестве складского помещения. В настоящее время здание храма находится в полуразрушенном состоянии.
В начале 18 века наблюдался быстрый процесс заселения Красненского края, что привело к интенсивному строительству храмов.
- В архивных документах упоминается, что в 1721 году в с. Хмелевое была церковь Косьмы и Дамиана. В 1799 году здесь была построена новая деревянная церковь на каменном фундаменте, с колокольней. В 1867 году это здание перестроили и расширили. В конце 19 века Хмелевская церковь владела 33 десятинами земли, прихожан было 600 душ1.
- В 1721 году строится деревянная церковь в честь святых чудотворцев Косьмы и Дамиана в с. Ураково. В 1863 году здесь же была построена новая церковь. Прихожан 960 душ, пахотной земли 33 десятины2. После революции церковь была разрушена до основания. До сего дня канавы от фундамента напоминают о её былом существовании3.
- Г. Германов относит образование села Лесное Уколово к началу 18 века, так как в 1730 году в нем уже была деревянная церковь во имя Рождества Христова4. Об этом храме следует сказать особо. Здание дважды перестраивалось в 1768 и в 1803 годах. В 1800 году в храме служил священник Илья Петрович Соборный. Прихожан — 1330 душ, надельной земли – 36 десятин5. В тридцатые годы 19 века на месте деревянного стали сооружать каменный храм. Два придела построили сравнительно быстро, а вот с главным алтарем не спешили, стремились сделать и добротно и красиво. Чтобы не мешать Богослужению, будущий престол отгородили стеной, по одну сторону которой в течение ряда десятилетий продолжалось строительство и роспись алтаря, а по другую – проводилась служба. Когда же, наконец, главный алтарь был готов, в стене сделали массивную дверь. Получилось в одном храме два. Строительство закончилось в 1859 году. Во внешнем виде храма гармонично сочетаются монументальность и изящество, простор и устремленность ввысь. Внутреннее убранство храма поражает необыкновенной красотой: пятиярусный позолоченный резной из липы иконостас, иконы, распятия и другие предметы храмовой утвари, сохранившиеся с первых дней существования храма. Не случайно храм Рождества Христова в селе Лесное Уколово является историческим памятником архитектуры середины 19 века.
__________________
- Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии, выпуск 1. Воронеж, 1884.с. 228.
- Там же.
- Шеншин Д.Ф. Что было то было. – Воронеж, 2007. – с.138.
- Германов Г. Указ. соч. – с. 290.
- Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии, выпуск 2. Воронеж, 1885.с. 118.
- История возникновения села Красное ( Красный Колодезь) тесно связана с Храмом Илии Пророка. Даже найти временной отрезок когда Красное не было связано со своим Храмом не представляется возможным. В письме настоятеля Троицкой соборной Церкви города Ольшанска церковному руководству в 1660 году, имеется такая информация ; в городе Ольшанске три церкви , в прошлом году было четыре , но приход вместе с Ильинской церковью сошёл на другое место . Хотя в этих строках нет упоминания названия села , вероятность того, что речь идёт именно о Красном огромна . За всё время существования Ольшанского уезда в нём так и не появилось больше населённого пункта с Ильинской церковью, кроме Красного . Первое документальное упоминание Ильинского храма содержится в документах 1710 года . Документ гласит ; Село Красный Колодезь в нём церковь Божия во имя Святого Пророка Илии , у той церкви во дворе поп Степан Фёдоров 50 лет, да во втором дворе поп Фёдор Степанов 27 лет . Наличие двух священников в одном храме говорит о том , что церковь была двухштатной . Вызвано это было большим населением прихода , помимо Красного прихожанами были жители деревни Польниково. Возведение деревянного на каменном фундаменте Свято-Ильинского храма в с. Красное обозначено 1773 годом.Строительство его велось по проекту архитектора В.В. Стайновского на средства крестьянской общины. Завершено оно было ко 2 августа 1774 года, к празднику Ильи Пророка. В этот день состоялось его освящение. Храм имел земли 33 десятины, прихожан — 1430 душ. («Указатель храмовых праздненств в Воронежской епархии», выпуск 1, г. Воронеж, 1884, стр. 288). После 1886 года на том же самом месте было сооружено каменное здание храма с колокольней и двумя приделами.Сегодня существующий каменный храм освящён в 1890 году, построен он был на средства прихожан , приход составляли жители села Красное и хутора Киселёвка. Количество прихожан в то время было 2903 человека , церковной земли наделялось штату церкви 36 десятин. В 1892 году при Ильинском храме была открыта церковно-приходская школа. В тридцатых годах 20 столетия местные власти закрыли храм, настоятеля репрессировали, общину разогнали. Поднимался вопрос об уничтожении здания храма, но полностью решить его, к счастью, не удалось. Однако, были полностью разрушены каменная колокольня, правый придел и своды храма (вместо них сделали плоский потолок). В годы Советской власти храм использовался под зернохранилище, а затем в этом здании располагался районный дом культуры, кинозал. В алтаре, после уничтожения иконостаса, была установлена сцена, где устраивались танцы, демонстрировали фильмы. Здесь же проводились антирелигиозные и другие мероприятия. В 1991 году храм был возвращен верующим, в нем возобновились богослужения. В начале 21 века в храме начались ремонтно-восстановительные работы, которые завершились в 2007 году. 2 августа 2007 года в отреставрированном Свято-Ильинском храме прошла торжественная служба, включающая божественную литургию и обряд освящения церкви. Провел ее архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. На торжественной церемонии присутствовал губернатор Белгородской области Е. С. Савченко, который передал церкви икону святого Ильи Пророка и подарил купель для крещения новорожденных.
- Впервые село Горки ( Потудон) упоминается в межевых документах Ольшанского уезда в 1681 году , и уже в статусе села то есть с церковью . Сам храм во имя Рождества Христова упоминается в документах 1710 года , в этом же документе сохранилось имя и отчество настоятеля им был им был отец Иоан Галактионов сорока лет .Документы генерального межевания 1781 года показывают месторасположение церкви на то время ,на карте . Она находилась несколько восточней сегодняшней , за ериком . Сегодня существующий храм был построен в 1841 году . В 30-е годы прошлого века Храм закрыли , в годы великой Отечественной войны он возобновил служение . В 1951 году ставился вопрос о закрытии из-за аварийного состояния церкви , благодаря усилиям Воронежской епархии и прихожан окрестных сёл и деревень храм удалось отремонтировать и сохранить в нём богослужение . Следует отметить , что данную церковь в то время посещали жители Горок ,Богословки , Свистовки , Красной Левады и хуторов Заречье , Ульяновка, Братство.Одновременно с Ильинским храмом на берегу речки Потудань в селе Горки в 1774 году была построена церковь во имя равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских и расположена на близком расстоянии от речки. На этом месте сегодня находится памятная плита с надписью3. Но из-за сильных паводков жители села стали переселяться дальше от поймы реки. Весенние разливы Потудани многократно, в течение 60 лет, подтопляли и церковный двор, а потому на сельском сходе храм решено было разобрать и перенести на возвышенность. Осенью, сразу после уборки урожая, приступили к строительству. Закончено строительство в 1841 году, в канун самого почитаемого в народе праздника — Рождества Христова, в честь которого и был освящен храм. А во имя святых равноапостольных братьев был освящен придел. Храм деревянный (дубовый, рубленый), двухкупольный. Центральный купол выполнен в виде восьмигранника, его высота 5 метров, диаметр – 8 метров. Крыша имеет форму полулуковицы, восьмигранная колокольня. В годы советской власти Богослужения совершались и тогда, когда богоборцы храм закрыли – собирались у верующих людей на дому и на переносном антиминсе священник (его имя не известно) приносил бескровную жертву Богу. В 1942 году здание храма открыто для Богослужения. С 1987 по 1991 год внутри храма произведен капитальный ремонт, сооружен новый иконостас, отлитый из гипса и покрытый фольгой. В 1987 году возле храма построен дом для причта, а в 1995-1997г.г. — Территориальный центр обслуживания инвалидов и престарелых во имя Святой Ксении Петербуржской на 40 коек, а в 2004 году открыт детский приют на 20 мест.
За создание Дома милосердия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил протоиерея Михаила Романовича Патолу — _____________________
- Храмы Белгородской и Старооскольской епархии. – Белгород, 2005. – с. 132.
- Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии, выпуск 4. Воронеж, 1886.с. 101.
- Давыдов В. Храмы Белгородчины. – Белгород, 2000. – с.102
настоятеля Христорождественского храма орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.1 Храм является памятником деревянной архитектуры 19 века.
Нужно сказать, что с историей этой церкви связана судьба двух известных церковных деятелей 19 века, которые получили крещение в Горкинском храме. Затворник Иоанн (в миру Быков) (1791-1836) основал женскую Сезоновскую обитель в Тамбовской губернии; епископ Долмат (в миру Дмитрий Долгополов) (1831-1883) окончил Киевскую духовную академию, служил ректором Екатеринославской духовной семинарии, а с 1883 года — епископом Новомиргородского викария Херсонской губернии. 2
- Как населённый пункт с церковью , Круглое упоминается в документах Поместного приказа в 1698 году . В переписных книгах Ольшанского уезда 1710 года упоминается и сама церковь . Документ повествует ; «… село Круглое в нём церковь Божия Покрова Пресвятой Богородицы . При церкви двор , во дворе поп Герасим Максимов 40 лет . При втором дворе Максим Васильев сын Папов 30 лет» Должность второго не указана .
В справочнике Правдина А.М 1890 года указан год постройки последней Покровской церкви , — 1868 год. В то время прихожанами данной церкви были 847 человек из Круглого и 598 человек из деревни Новосолдатка ( до 1871 года) . В советское время Храм был закрыт и впоследствии разобран. Последними до 1917года служителями этой церкви были , священник отец Алексей ( Вознесенский) и псаломщик Алексей Вележев .В 1771 году в с. Круглое была построена деревянная Покровская церковь. Через 97 лет в 1868 году возведена новая деревянная церковь, с колокольней. Имела 33 десятины земли. Прихожан 515 душ3 . Осенью 1888 году в Круглом была открыта церковно-приходская школа, которая в 1905-1906 учебном году стала самой большой школой в крае.Современный храм открыт в 1999 г., в здании бывшей церковно-приходской школы 1897 г. постройки. За свою больше чем столетнюю историю помещение повидало немало. В годы гонений было закрыто, в годы Великой Отечественной войны в нем находился немецкий лазарет, после войны в нем была размещена средняя школа, почтовое отделение. В настоящее время Богослужение ведется в приспособленном помещении, храм именуется — храм Живоначальной Троицы.4 - В 1747 году в Готовье усилиями поселенцев была сооружена небольшая деревянная церковь, с освящением во имя Василия Великого. В церкви был придел иконы Казанской Божьей Матери. Эта икона считалась на Руси покровительницей военных, защитников Отечества, к коим относили себя готовские поселенцы.
В 1850 году старая церковь была перестроена, к ней дополнительно пристроена колокольня, установлен дивный колокол, звон которого, по словам старожилов, был слышен за 10 – 15 километров. Церковь располагала 33 десятинами пахотной земли и 3 десятинами сенокосов. В эту церковь ходили жители деревень Камышенки и Дуровки. К этой же церкви была приписана и Троицкая церковь с. Камызино. 5
Третья церковь, каменная, была построена на 50 метров выше прежней. Строительство было начато еще до 1 Мировой войны, а закончено перед Октябрьской революцией. Но Богослужения в этой церкви не проводились ни разу. Страшное злодеяние произошло в селе Готовье летом 1935 года. В это время были созданы колхозы. Нужны были общественные помещения под колхозное зерно и для увеселительных дел. И тогда, чтобы решить эту проблему, собрали всех взрослых людей села Готовья на сельский сход. Один за другим выступали перед населением активисты советской власти: Дрожжин Федор Павлович – председатель колхоза «13-й Октябрь», Дешевых Никифор Костович, Шелякин Митрофан Трофимович и другие.
______________________
- Давыдов В. Храмы Белгородчины. – Белгород, 2000. – с.102.
- Разиньков А.Н. Прошлое родной стороны. – Красное, 1998. – с. 112.
- Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии, выпуск 1. Воронеж, 1884.с. 129.
- Храмы Белгородской и Старооскольской епархии. – Белгород, 2005. – с. 211.
- Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии, выпуск 2. Воронеж, 1885.с. 130.
Они убеждали жителей села в том, что церковь селу не нужна, что от нее не польза, а лишь один вред и предлагали ее разрушить, а из церковного кирпича построить для колхоза зернохранилище и сельский клуб для жителей села.
Многие мужчины, у которых разум затмился от слов сельских активистов, поддержали выступающих, другие же побоялись выступить против такого предложения. А потому решили: «Церковь сломать, а из кирпича церковного построить зернохранилище и клуб». Я помню, как снимали церковный колокол. Женщины навзрыд плакали, но поделать ничего не могли». 1 В 1935 году к большому горю крестьян в селе была разрушена церковь. Из её кирпича были построены вместительное зернохранилище, колхозная баня, сельский клуб со зрительным залом на 200 мест. Эти здания сохранились до наших дней. В настоящее время на месте разрушенной церкви начато строительство нового храма имени святого Николая Чудотворца. Примечательно то, что при рытье котлована под фундамент храма в 2008 году были найдены погребения священнослужителей. Старейшие жители села утверждают, что священников хоронили недалеко возле храма. Найденные останки были перезахоронены по православному обычаю. Священнослужителей перезахоронили под алтарем будущего храма, другие останки – на новом сельском кладбище.
- Церковь Архангела Михаила построена в 1868 году на средства жителей села Польниково. На момент освящения храма прихожан было 440 человек . Церкви от сельского общества было отведено 33 десятины земли . В 30-е годы прошлого века закрыта , использовалась для нужд колхоза . После Великой Отечественной войны разобрана , строительный материал пущен на строительство школы и клуба.
Последним священником польниковской церкви был отец Павел ( Павел Иванович Тихомиров 1864-1937) . После закрытия церкви он остался в селе . 27 июля 1937 года был арестован по обвинению в антисоветской деятельности . Приговорен к высшей мере наказания , расстрелян в Воронеже 20 сентября 1937 года . Реабилитирован в марте 1989 года. - Наличие в с. Заломное церкви упоминается в документах за 1744 год. В 1793 году она была перестроена с куполами и колокольней. А в 1886 году перестроена вновь. Она относилась к Кругловскому приходу и именовалась Покровской (Покрова святой Богородицы). Разобрана в 2001 году.2
- В селе Сетище первая деревянная церковь была построена в 1774 году и освящена в память Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь была приписана к Покровской церкви с. Заломное. В 1879 — 1880 г.г. она была перестроена с куполами и колокольней, поставлена на каменный фундамент.3 Построен храм при участии отставного полковника, князя Александра (фамилия не сохранилась). В 1926 году храм был закрыт, сняты колокола. Богослужение возобновилось в 1942 году В храме сохранилась первоначальная роспись стен и купола.4 Расписывали внутренние стены этого храма местные живописцы из села Камышенки отец и сын Григорий и Маркиян Сапрыкины. Здание сохранилось до наших дней. Храм действующий и является памятником архитектуры 19 века.
- Впервые село Богословка , в статусе село- населённый пункт с церковью, встречается в документах Острогожской Приказной избы в 1692 году . Сама же церковь впервые упомянута в письме священника о. Иоана в вышестоящие церковные органы , в котором он докладывает о трудности сбора окладных денег из-за малочисленности населения Богословки , письмо датировано 1705 годом. Последний каменный храм в Богословке был построен в 1881 году на средства жителей села и дворянина Николая Андриановича Ровнева .Полное название храма при освящении – Храм Апостола Иоана Богослова с приделами Адриана и Натальи. В то время приход церкви составлял 1100 человек , помимо Богословки прихожанами являлись жители деревни Весёлой Усадьбы и хутора Задольный ( бывшие владения Ровневых ) Церковь закрыта в 30-е годы прошлого века . Использовалось как склад для зерна .В начале 40-х годов было принято решение о сломе колокольни , что представило очень тяжёлую работу. Для слома использовались трактора и даже взрывчатка . Во время Великой Отечественной войны Богословский Храм подвергся бомбардировке , две авиационные бомбы попали в алтарную часть и купол . Согласно решения Уколовского райисполкома Храм восстановлению не подлежал . В 1946-50-х г.г храм разобран на стройматериалы . По воспоминанием богословских старожилов кирпич отвозили в Красное на строительство административных зданий и школы.Несколько лет назад в с .Богословка по благословению владыки Иоанна открыли молельную комнату в здании опустевшей школы. И с того времени все жители организовано посещают богослужения. Особенно чтут память своего небесного покровителя.
______________
- Воспоминания Тележкиной Дарьи Николаевны 1914г. рождения,
пенсионерка, жительница села Готовья, очевидец разрушения храма Василия Великого.
- Шеншин Д.Ф. Что было то было. – Воронеж, 2007. – с.83.
- Шеншин Д.Ф. Что было то было. – Воронеж, 2007. – с.92.
- Давыдов В. Храмы Белгородчины. – Белгород, 2000. – с.102.
14.Первое упоминание церкви в селе Камызино содержится в распросных речах раскольника , бывшего священника этой церкви распопа Самойлы Лаврентьева . В 1688 году в Москве на съезжем дворе он повествует ; « Девять лет назад призвали меня города Усерда дети боярские , что б был я того города в уезде, в селе Камызине при церкви Козьмы и Домиана во священниках и дали мне о том заручную челобитную» Из сказанного Лаврентьевым вытекает — церковь в Камызине уже в 1679 году была . Так же Козьмо –Домиановская церковь в Камызине упоминается в переписных книгах Усердского уезда в 1710 году . И был при той церкви священником Мартин Гаврилов 60 лет , а в причётчиках его сын Давыд Мартинов сын Попов 30 лет. Вновь построенная деревянная церковь, в 1862 освящена во имя Святой Троицы . Прихожан в то время было 1452 человека , служителям церкви отводилось 66 десятин земли . В 30-годы 20 века Храм был закрыт, здание использовалось в качестве зернохранилища , в последствии перестроено в клуб .В середине 19 века церковь была перестроена, поставлена на каменный фундамент и освящена во имя Святой Троицы. Церковь была приписана к храму святителя Василия Великого в с. Готовье. После революции в церкви размещался сельский клуб, потом её сломали, перенесли на другое место и построили склад для запчастей. В конце 80-х годов 20 века это здание вновь перенесено в центр села и в нем возобновилась церковная служба.1 В храме совершено переосвящение престола в честь Сошествия Святого Духа. В 2009 году завершился капитальный ремонт здания храма.
15.Петропавловская церковь села Веретенниково.
Первая церковь во имя апостолов Петра и Павла была построена в 1770 году с деревянной колокольней и поселение получило ранг села. , до этого времени деревня Веретенникова была приписана к церкви села Камызино. Первый Храм отстоял более 100 лет . В 1886 на его месте был построен новый деревянный с такой же колокольней . На это время прихожанами Храма было 889 человек . Закрыта церковь в 20-е годы прошлого века .
Настоятелем церкви в 1898 году был Родионов Пётр Орестович.
16.Первое упоминание Расховца относится к 1667 году . В то далёкое время этот населённый пункт обозначен деревней . Через 30 лет ( 1697г) в сказках служилых людей Верхососенского уезда уже упоминается село Расховецкое , то есть к тому времени населённый пункт уже имел свой Храм.В переписи 1709 года указано ; в селе Расховецком церковь ( без наименования) , при той церкви во дворе поп Стефан Фёдоров 39 лет . В переписи указана вся семья священника , в том числе и его отец –Фёдор Трифонов в возрасте 100 лет. Во втором дворе при церкви указан причётчик Тимофей Тимофеев сын Попов 18 лет. В более поздних переписях ( 1719, 1744) церковь села Расховец именуется Николаевской . В 1827 году в замен обветшавшей деревянной церкви был построен каменный Храм Николы Чудотворца .Новый храм построен на средства прихожан , в число которых помимо крестьян входили множество мелкопоместных дворян , проживавших как в самом Расховце так и в округе- мелкими хуторами. Прихожанами его в то время были 1150 жителей .
17.В документах 19 века до 1887 года село Новосолдатка именовалось деревенька Новосолдатская. После строительства в 1887 году Покровской церкви перешла в ранг села. Церковь сожжена фашистами в 1943 году.
18.Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в слободке Грязная Потудань Шидловка тоже построена на средства её владельца Шидловского Ивана Евдокимовича в 1815 году . К приходу этой церкви относились все хутора находявшиеся во владении Шидловского , а именно; Марьевка, Флюговка ,Ивановский ,Новоалександровка .Приход у этой церкви был большой — 1200 душ. Сюда приходили молиться не только жители, входящие в Новоуколувскую волость, но и прихожане из сел Новооскольского уезда Курской губернии. 3Последним дореволюционным ( до 1917 г.) свяшенником был отец Гавриил ( Вележев) . С 1917 года Покровская церковь слободы Шидловки в документах не встречается.
Всего же на красненской земле к концу 19 века было сооружено и действовало 18 храмов.
С 80-х годов XIX века храмы в Красненском крае становятся центром образования населения. При церквях для крестьянских детей открывались церковно-приходские школы. В них дети изучали Закон Божий, чтение, письмо, получали начальные сведения по арифметике и истории православной церкви. Располагались церковно-приходские школы в приспособленных помещениях — караулках. За 30 с лишним лет своего существования в церковно-приходских школах научились читать, писать, считать, познали Закон Божий и основы духовно-нравственных устоев общества тысячи наших предков.
Православная Церковь в период существования Советской власти, несмотря на провозглашенный тезис об отделении Церкви от государства, подвергалась жесточайшему контролю со стороны властных структур. «Карающий меч революции» черным смерчем пронесся по территории Красненского края, оставляя после себя горе и слезы верующих православных христиан, да разрушенные до основания храмы. Из 18 действовавших до революции православных храмов в Красненском районе сохранились и продолжали служить только два:
_________________
- Шеншин Д.Ф. Что было то было. – Воронеж, 2007. – с.136.
- Германов Г. Указ. соч.. – с.282
- Разиньков А.Н. Прошлое родной стороны. – Красное, 1998. – с. 20.
Покровский храм в селе Сетище и Рождественский храм в селе Лесное Уколово.
В 20 – 30-е годы 20-го столетия тысячи священнослужителей расстреливались, сажались в тюрьмы, а храмы взрывались и уничтожались.
В наши дни в Красненском крае происходит духовно-нравственное возрождение. В настоящее время на территории района действуют 6 храмов. Сохранилось каменное здание храма в с. Новоуколово, но оно потихоньку разрушается. В ряде сел, где в печально известные 30-е годы православные храмы были закрыты или превращены в складские помещения, началось их восстановление. Полностью отремонтированы и стали вновь действующими: храм Владимирской Божьей матери в селе Старое Уколово, храм Рождества Христова в селе Горки. Совместными усилиями администрации района, Белгородской епархии и православных христиан земли красненской завершено восстановление Свято-Ильинского храма. Там заново сооружена по старым проектам каменная колокольня, установлены купола и колокол, проведена реставрация иконостаса и других храмовых ценностей. В храме благочинный Красненского округа протоиерей отец Евгений регулярно проводит службу. В 2009 году завершена реставрация храма Духа Святого в селе Камызино. 2 августа 2007 года архиепископ Иоанн торжественно освятил закладной камень под будущий храм в с. Готовье. Губернатор Белгородской области Е.С.Савченко, присутствовавший на этом празднике, в беседе с прихожанами пообещал со своей стороны оказывать всестороннюю помощь в этом деле. В 2009 году уже возведен фундамент храма. Жители сел Готовья, Вербного и Камышенки ведут сбор пожертвований на роспись стен.
1.Источники.
Архивные документы
- ГАВО (Государственный архив Воронежской области) Ф. И-18, оп.1, д.12, л. 59-60, 561-686
- Архив Готовской сельской администрации.
- Архивный отдел администрации Красненского района Белгородской области Ф.12 – 20.
Опубликованные источники.
- Германов Г. Постепенное распространение однодворческого населения в Воронежской губернии// Записки Императорского русского географического общества. Книжка 12. – СПб., 1857
- Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии, выпуски 1- 4. Воронеж, 1884-1886 г.г.
Воспоминания
- Тележкина Дарья Николаевна 1914 г., жительница с. Готовье, очевидец разрушения храма Василия Великого.
- Дрожжина Прасковья Васильевна. 1916г. рождения, жительница села Готовья в 30-е годы XX века была разнорабочей на строительстве сельского клуба из кирпича разрушенного местного храма Василия Великого.
- Литература.
8.Давыдов В. Храмы Белгородчины. – Белгород, 2000.
- Разиньков А. Н. Прошлое родной стороны (из истории Красненского района). Село Красное 1998г.
- Храмы Белгородской и Старооскольской епархии. – Белгород, 2005.
- Шеншин Д.Ф. Что было то было. – Воронеж, 2007.